Вы находитесь здесь: Главная > Учёба заграницей > Высшее образование в Германии от позднего Средневековья до XX века

Высшее образование в Германии от позднего Средневековья до XX века

Популярность высшего образования в Германии приобретает свое значение в период позднего Средневековья, во времена реформ Мартина Лютера .Реформатор хорошо понимал, что воплощение его идей найдет отклик лишь в образованных граждан, но его взгляд на развитие образования был неоднозначным. Низшим слоям населения он предлагал давать минимум образования: "Молодой и глупый народ следует учить всегда одними и теми же выражениями, в другом случае не избежать ошибок. "[12, 276].

Дальнейшее развитие высшего образования в Германии связано с именем Гейдельбергского университета. Основанный еще в середине XV века, этот университет воспитал целую плеяду выдающихся ученых и государственных деятелей. Этот прославленный вуз продемонстрировал образцы высокой духовной стойкости. Тридцатилетняя война, во время которой была вывезена в Рим всемирно известная университетская библиотека "Biblioteca Palatina" и разрушен весь комплекс корпусов университета, нанесла значительный ущерб знаменитому Гейдельберге, но университет смог возобновить свою работу и до середины XIX века поднялся до уровня престижного вуза в Европе.

Позднее признанными центрами высшего образования европейского уровня станут Йена, Берлин, Лейпциг, Геттинген. Успех и популярность этих учебных заведений связан не только с блестящим профессорско-преподавательским составом, но и с определенными психологическими факторами немецкой системы образования [ 25]. Во-первых, это высокая организованность и дисциплина учебного процесса. Иногда этот фактор имел и негативную сторону: казарменные привычки и фельдфебельский дух нередко выступали предметом критики выдающихся мыслителей того времени. Основой этого можно считать длительное воздействие Пруссии — военно-крепостного государства, политика которой отличалась крайней реакционностью и воинственностью [15].

Важное значение имели также и гуманистические принципы образования. Если французы говорили "L" argent n "a pas de maitre" (фр. "Деньги не имеют хозяина"), то немцы утверждают другой принцип: "Образование не знает границ". Идеалом немецкой прогрессивной мысли есть человек-личность, образованная и духовно богатая В представлении представителей тогдашней отечественной интеллигенции Германия всегда была колыбелью Лютера, Дюрера, Гете, Шиллера, Гейне, Бетховена, Гегеля, Канта, Гердера, Фихте, Гумбольдта, Шеллинга и многих других творцов и мыслителей [12]. Если обратить внимание на состояние высшего образования в Германии периода конца XVIII — в течение XIX веков, на передний план выступает ее прагматизм. Неутомимая, умела, квалифицированная, упорная работа дала немецкому народу все преимущества, которые подтверждались в этике и психологии тогдашней западного человека ". Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом. "Европа надевает рабочий халат" — писал голландский исследователь И. Хейзенга [12, 274]. Доминирующими тенденциями в сфере высшего образования становятся общественная польза и эффективность процесса обучения. Классическое образование отступает на задний план-научно-технический прогресс завоевывает все сферы общественной жизни. Среди научных дисциплин предпочтение отдается точным и естественным наукам.Саме в это время немецкий образование было популярным и в России. Достаточно вспомнить роман Тургенева "Отцы и дети" (1861), где речь идет о российских физиков и химиков, "которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютной ленью "[12, 343]. Эти слова еще раз подтверждают тезис о трудолюбие немцев как ведущую черту их национального характеру.В конце XIX — начале XX века в европейском обществе складывается негативное представление о представителях немецкой нации. С началом Франко-прусской войны «немцы слова» мгновенно превратились в «немцев дела». И.С. Тургенев в 1870 г. писал: «Теперь немцы являются завоевателями, а к завоевателями у меня сердце не лежит» [21, 228] «Плоды немецкой нации есть Лессинг и Гете, Кант и Шеллинг, а плод германского национализма — насильственное онемечение соседей» — писал В.И. Соловьев [21, 231].

После двух мировых войн образ немца ассоциируется уже только с образом завоевателя, а немецкая культура воспринимается как экспансия. Соответственно, снижается популярность высшего образования в Германии, более того, немецкий образование и наука бойкотируются европейским сообществом: на подавляющее большинство международных научных конференций не приглашаются немецкие вчени.Стосовно психологического аспекта, немецкий высшее образование находилась под влиянием идей господства "арийской расы" с одной стороны и полного бойкота мировым сообществом — с другой. Такое положение негативно влиял на развитие образования, оттеснив на задний план идеи гуманизма, внутренней свободы, формирование высоконравственной особистости.

Оставить комментарий