1. Идейные течения.
А. Либеральное народничество.
После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление, получившее название либерального народничества. Его определение как «либерального» условно. По своей природе, как и народничество в целом, это антибуржуазная идеология, выражавшая протест против капитализма.
После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» основным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство». Ведущая роль в нем принадлежала Н.К. Михайловскому. В нем сотрудничали видные публицисты В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, С.Н. Кривенко и др. Они много сделали для исследования деревни пореформенной поры, происходивших в ней процессов, состояния общины.
К политике народники охладели: их думы сосредоточились на «малых делах». Либеральные народники выступают за всеобщее начальное образование, отмену телесных наказаний и введение мелкой земской единицы. Земство не справлялось с решением деревенских проблем из уездного центра. Требовалось еще одно низшее звено местного самоуправления, чтобы приблизить его к крестьянству. По-прежнему народники настаивали на поддержке «народного строя», «народного производства», доказывая необходимость облегчить для крестьян приобретение земли путем переселений и покупок земли у казны и помещиков, обеспечения крестьян дешевым кредитом и уравнения их в правах с другими сословиями.
Б. Марксизм.
В конце 1870 – начале 1880-х гг. среди народников начинает распространяться марксистская теория. Созданное в середине XIX в. Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философское, экономическое и политическое учение пользовалось популярностью в Европе.
Первым российским революционером, воспринявшим идею К. Маркса о пролетарской революции, стал Георгий Плеханов. В 1883 г. Плеханов и другие бывшие народники, перешедшие на позиции марксизма, - В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов создали в Женеве первую в истории России социал-демократическую группу «Освобождение труда». Главным ее делом становится пропаганда марксизма. Группа организовала издание произведений Маркса на русском языке, создав «Библиотеку современного социализма».
Перейдя на марксистские позиции, Плеханов отказался от многих положений народнического учения. Теперь он считал, что Россия уже бесповоротно вступила на путь капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на богатеев и бедняков, а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе – полный распад и исчезновение общины.
Вопреки народникам, Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе, по его мнению, будет промышленный пролетариат. В России возникли первые марксистские кружки (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Члены этих кружков изучали произведения Маркса и Энгельса, пропагандировали их идеи, организовывали демонстрации, издавали газеты. В кружке Федосеева началась революционная деятельность В.И. Ульянова (Ленина).
Мечтой В.И. Ульянова было создание дисциплинированной и сплоченной партии, ведущей за собой пролетариат, который, в свою очередь, увлечет за собой крестьянство.
В 1895 г. разрозненные марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который возник в Петербурге. Руководили его деятельностью В.И. Ульянов, Ю.О. Цедербаум (Л. Мартов), Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им – рабочие кружки. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Но в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в т.ч. Ульянова. Однако Петербургский «Союз» продолжал действовать.
В. Либеральное движение.
Либеральные деятели группировались вокруг «Вестника Европы», «Русской мысли», газеты «Русские ведомости».
В либеральной публицистике капитализм признавался прогрессивным строем, неизбежным для России. Идеологи либерализма считали систему капиталистических отношений «конечным пунктом социального развития», а социализм являлся для них выражением «путаницы понятий».
Однако российский капитализм либералов не совсем устраивал. Они мечтали о капиталистическом прогрессе в рамках законности и правопорядка. Выступая за государственное вмешательство в сферу частного предпринимательства, «когда оно может наносить ущерб массам», требовали государственного контроля над коммерческими банками и предприятиями.
Идеологи либерализма Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.А. Гольцев, как и рядовые публицисты либеральной печати, в продолжении преобразований видели единственно верный путь страны. Слова Кавелина: «Не революция, не реакция, а реформы» можно считать девизом либерализма.
Либеральные группировки сложились во многих земствах. Они были достаточно сильными в Тверском, Калужском, Новгородском земствах. Разрозненные группы и кружки либералов тяготели к консолидации. Идейным и организационным центром либерального движения стало Вольное экономическое общество. ВЭО изучало деятельность земств в области просвещения, помогая земским учителям и библиотекам. Безреволюционное «ниспровержение» правительства должно было последовать как результат просвещения масс. Деятельность ВЭО вызывала недовольство правительства.
ВЭО прекращает деятельность в 1898 г. С 1899 г. по инициативе князей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи для беседы. Этот кружок так и назвали – «Беседа». Сначала в нем обсуждались только земско-хозяйственные вопросы, а затем перешли и к политическим. В конце XIX в. либеральное движение уже не ограничивалось узким кругом дворян. В него включилась значительная часть земской интеллигенции. Оно захватило университетскую профессуру, научные и просветительные общества, распространило свое влияние на городскую интеллигенцию.
Леволиберальные круги объединились вокруг выходившего с 1902 г. за рубежом журнала «Освобождение». Во главе его редколлегии стоял П.Б. Струве. Журнал отстаивал программу социальных и политических свобод, ограничения монархии. Праволиберальные круги (крупная буржуазия, обуржуазившиеся помещики), стремясь расширить свое участие в политической жизни, отрицали такое право за широкими массами населения.
Одну из важнейших своих задач они видели в борьбе с разрушительным экстремизмом революционеров.
Г. Консерваторы.
В выступлениях К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова несовершенства западной демократии, ее издержки представлены как ее суть и используются для доказательства непригодности этого политического режима. «Великой ложью нашего времени» назвал Победоносцев парламентаризм.
Самодержавная монархия выступает высшей формой власти, способной без посредников выразить истинные народные чаяния.
Консерваторы («охранители») по-прежнему отказывались признать существование аграрного вопроса в стране. Консервативная печать доказывала, что не величина надела определяет силу крестьянского хозяйства, а средства его обработки и возможность приработка на стороне.
Российские консерваторы не создали своих организаций, но их влиятельные группировки существовали в земских и дворянских собраниях, в высших сферах власти.
2. Политические партии
Партии |
Российская
социал-демократическая рабочая партия
(РСДРП) |
Партия
социалистов-революционеров (ПСР) |
Время создания и лидеры |
Март
1898 г. – I
съезд РСДРП – в Минске тайно собрались 9 представителей от
разных социал-демократических организаций. По завершении съезда 8 делегатов
были арестованы. Июль –
август 1903 г. – II
съезд РСДРП – в Брюсселе и Лондоне. Были приняты устав и
программа партии. При обсуждении на II съезде программы и особенно устава
наметились серьезные разногласия между радикальным и реформаторским течениями
в РСДРП. Первое возглавлял В.И.
Ульянов (Ленин), второе – Ю.О.
Цедербаум (Л. Мартов). На выборах в
руководящие органы партии
сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название большевики, а за сторонниками Мартова
– меньшевики. |
В 1890 гг. стали создаваться группы
социалистов-революционеров (эсеров), которые считали себя продолжателями
революционного народничества времен Народной воли. В
1902 г. на встрече лидеров таких
групп было принято решение создать Партию социалистов-революционеров. Центральный
комитет ПСР возглавил В.М. Чернов. Программа партии была утверждена на I съезде ПСР в конце декабря 1905 –
начале января 1906 г. |
Социальный состав |
Рабочий класс, а после революции 1905
– 1907 гг. и беднейшее крестьянство. |
Ядро партии – учителя, инженеры,
агрономы, ветеринары, врачи. |
Отношение к власти |
Свержение самодержавия и замена его
демократической республикой. |
Свержение самодержавия, установление
демократической республики. |
Национальный вопрос |
Право на самоопределение за всеми
нациями, входящими в состав государства. Право населения получать образование
на родном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов
самоуправления необходимых для этого школ; право каждого гражданина объясняться
на родном языке наравне с государственным во всех местных общественных и
государственных учреждениях. |
Возможно более широкое применение
федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями;
признание за ними безусловного права на самоопределение. Равноправие языков. |
Аграрный вопрос |
Отмена выкупных и оброчных платежей, а
также всяких повинностей, падающих на крестьянство, как на податное сословие.
Отмена всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей.
Возвращение крестьянам денежных сумм, взятых с них в форме выкупных и
оброчных платежей; конфискация с этой целью монастырских и церковных
имуществ, а также имений удельных, кабинетских и принадлежащих лицам царской
фамилии, обложение особым налогом земель землевладельцев дворян,
воспользовавшихся выкупной ссудой; обращение сумм, добытых этим путем, в
особый народный фонд для культурных и благотворительных нужд сельских
обществ. |
Социализация всех частновладельческих
земель, т.е. изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в
общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин и
территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования. |
Рабочий вопрос |
Ограничение рабочего дня восемью
часами в день для всех наемных рабочих. Установление законом еженедельного
отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов, для наемных рабочих
обоего пола во всех отраслях народного хозяйства. Полное запрещение
сверхурочных работ. Запрещение ночного труда (от 9 часов
вечера до 6 часов утра) во всех отраслях народного хозяйства, за исключением
тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным
рабочими организациями. Запрещение детского труда в возрасте
до 16 лет. Запрещение женского труда в тех
отраслях, где он вреден для женского организма. Государственное страхование
рабочих на случай старости и полной или частичной потери способности к труду
за счет специального фонда, составленного путем особого налога на
капиталистов. Установление уголовной ответственности нанимателей за нарушение
законов об охране труда. |
Полная свобода рабочих стачек и
союзов. Возможно большее сокращение рабочего
времени (в ближайшее время—8-часовая норма для большинства отраслей
производства, и соответственно меньшая в более опасных и вредных для
здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между
органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное
страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на
случай старости и болезней и т. д.) на счет государства и хозяев и на началах
самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях
производства и торговли сообразно требованиям научной гигиены, под
наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка
труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ,
работ малолетних до 16 лет, ограничение работы несовершеннолетних, запрещение
женского и детского труда; профессиональные организации рабочих и их
прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутренней организации
труда в промышленных заведениях. |
Методы достижения целей |
Социальная революция. Необходимое
условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е.
завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему
подавить всякое сопротивление эксплуататоров. Созыв Учредительного собрания,
свободно избранного всем народом. |
Индивидуальный террор; революционная
борьба с самодержавием; созыв Земского собора (Учредительного Собрания),
свободно избранного всем народом без различия пола, сословий, национальности
и религии, для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех
современных порядков. |
До 1917 г. оба крыла РСДРП (большевики и меньшевики) имели общую программу и проповедовали курс на социалистическую революцию. Разногласия лежали лишь в сфере построения партии. Ленин выступал за централизованную партию профессиональных революционеров, спаянных волей центра. Меньшевики не признавали жесткую партийную вертикаль.
3. Общественные движения.
А. Рабочее движение.
Бурный промышленный подъем конца XIX в. привел к увеличению численности фабрично-заводских рабочих и их концентрации.
В начале XX в. из-за низкой покупательной способности населения промышленность вступила в стадию кризиса перепроизводства. Доходы предпринимателей упали. Свои хозяйственные трудности они перекладывали на плечи рабочих. Продолжительность рабочего дня, ограниченная по закону 1897 г. 11,5 часами, достигала 12 – 14 часов, реальная заработная плата снижалась в результате роста цен; за малейшую провинность администрация нещадно штрафовала. Крайне тяжелыми были жилищные условия. Среди рабочих росло недовольство, ситуация выходила из-под контроля предпринимателей.
В этих условиях, стараясь не допустить роста революционных настроений, Министерство внутренних дел приступило к созданию легальных рабочих организаций. С.В. Зубатов – начальник Московского охранного отделения – создавал легальные пролетарские организации, подконтрольные властям и занятые заботами об улучшении экономического положения рабочих.
В 1901 г. в Москве была образована первая легальная рабочая организация «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве». В 1904 г. такая же организация возникла в Петербурге. Эти общества занимались культурно-просветительской деятельностью, улаживанием конфликтов на предприятиях, оказывали бесплатную юридическую помощь рабочим и т.п.
«Зубатовцы» участвовали в ряде забастовок на московских заводах, что вызвало возмущение фабрикантов. Против «полицейских» рабочих объединений активно выступила революционная интеллигенция. Попытка властей отвлечь рабочих от политической борьбы не дали ожидаемых результатов. С каждым годом увеличивалось число нелегальных кружков и организаций. Летом 1903 г. Зубатов был отправлен в отставку.
Б. Крестьянское движение.
К началу XX в. крестьянское недовольство, несколько ослабевшее после Великой реформы 1861 г., вновь начало усиливаться. Крестьянское движение было обусловлено как сохранением пережитков феодализма в деревне (выкупные платежи, высокая плата за аренду помещичьей земли, испольщина, отработки и т.п.), так и развитием капитализма (высокие налоги и проценты за кредит, низкая плата за труд отходников, растущие цены на промышленные товары).
Деревня проявляла свою активность главным образом традиционным «бунтарским» методом. Число поджогов помещичьих имений, самочинных захватов помещичьих земель, случаев неповиновения властям росло, достигнув 670 за 1901 – 1904 гг. Крупные волнения произошли в Харьковской и Полтавской губерниях.
В погромах принимали участие все слои крестьянства, в том числе зажиточные.
В. Студенческое движение.
Студенты требовали восстановить университетскую автономию. В 1899 г. начались массовые студенческие беспорядки в Петербурге. Они усилились, когда Николай II велел исключить инициаторов из университета и отдать их в солдаты. В знак солидарности с петербургскими студентами опустели аудитории во всех вузах Москвы, Киева, Харькова, Риги, Варшавы. Власти вынуждены были запретить занятия до осени. Тем не менее студенческие волнения продолжались. Мощный резонанс вызвала многотысячная демонстрация студентов перед Казанским собором в Петербурге в марте 1901 г.
В феврале 1901 г. бывший студент П. Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.П. Боголепова.
Г. Национальные движения.
Национальные движения оживились. Модернизация требовала большего единообразия в административном, правовом и социальном устройстве страны, введения общего языка и образовательных стандартов. Но претворение в жизнь этого важного требования нередко приобретало форму русификации.
В 1899 г. были ограничены права финского сейма. В 1901 г. правительство расформировало национальные воинские части. Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык. Сейм отказался одобрить эти законы, финские чиновники объявили бойкот их выполнению.
Неспокойной была ситуация на Кавказе. В 1903 г. произошли волнения среди армянского населения. Они были спровоцированы указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей, который был воспринят как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции.
Национальный гнет испытывало также и еврейское население. Черта оседлости сохранялась. Еврейская молодежь, не имея доступа к государственной службе, пополняли ряды революционных организаций. Первый крупный еврейский погром произошел в апреле 1903 г. в Кишиневе. Пострадали сотни человек. Предложения об уравнении в правах еврейского населения Николай II отвергал.