А. Необходимость преобразований.
На экономику России крайне отрицательно влияло крепостное право, из-за которого в стране фактически отсутствовали рынки труда, земли и капиталов. Крепостничество тянуло ко дну практически все сферы экономики.
Ни громоздкая система управления, ни подконтрольное правительству народное хозяйство, ни самая большая в Европе армия просто не соответствовали требованиям времени и оказались совершенно не способны обеспечить проведение отнюдь не самой масштабной военной кампании во время Крымской войны.
Став императором в 1855 г. Александр II сознавал, что Россия не выдержала испытания войной в силу своей отсталости, оказавшись неспособной противостоять европейским государствам, несмотря на героизм ее армии. Позорный Парижский мир, который пришлось заключать Александру II, лишавший Россию флота на Черном море, означал падение престижа империи. Все это ставило под угрозу положение России как великой державы.
Историк Е.В. Тарле утверждал: «В истории России Крымская война сыграла совершенно исключительную роль и была прологом к переменам и сдвигам крупного значения и в социальной структуре, и в быту, и в психологии всех классов России».
По словам историка И.А. Христофорова, «и, хотя в середине 1850-х годов ничто в одночасье не рухнуло, да и военное фиаско не было таким уж ужасающим по масштабам и последствиям, произошло самое важное – «революция в сознании». Российская элита (под элитой я имею в виду не узкий слой представителей власти, а образованное общество) пришла к убеждению, что все нужно менять… Еще раз подчеркну: это был кризис общественного сознания, вызванный не военными неудачами (совсем не катастрофическими), а тем, что вдруг стало явным абсолютное несоответствие официальной картинки и реальности».
П.А. Валуев, будущий министр внутренних дел, в своем памфлете «Дума русского в половине 1855 года» вынес приговор николаевской системе изнутри: «Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде водворяется должный порядок; взгляните на дело, отделите правду от неправды и полуправды, и редко где окажется прочное… Сверху блеск, внизу гниль. В творениях нашего официального многословия нет места для истины». И это написал карьерный бюрократ, человек, абсолютно лояльный трону.
Б. Отмена крепостного права.
Необходимость отмены крепостного права.
Содержание крестьянской реформы.
Вводилось личное освобождение крепостных крестьян. Около 20 млн. крестьян перестали быть помещичьей собственностью и обрели право гражданства. Они становились «свободными сельскими обывателями».
Крестьяне могли заводить свои предприятия, заключать сделки или же переходить в другие сословия. Вотчинная власть помещика упразднялась и на смену ей приходило общинное («мирское») или волостное самоуправление. Крестьяне помещичьего имения объединялись в сельское общество, выбирая себе старосту на сельском сходе. Сельские общества объединялись в волость, где главным был волостной старшина, избираемый на волостном сходе. В нем участвовали выборные от сельских обществ и старосты.
Землевладение оставалось общинным. «Положения 19 февраля» 1861 г. вводили должность мирового посредника. Назначавшиеся Сенатом из местных помещиков мировые посредники должны были регулировать и контролировать выкупные сделки. Главной их функцией было составление уставных грамот, оформлявших новые отношения между крестьянами и помещиками. В уставную грамоту вносился размер надела, полученного крестьянами, и размер повинностей, которые он должен был нести до заключения выкупной сделки. Крестьяне получали определенный земельный надел, за который они должны были платить выкуп, равный 6 % годовых от суммы, положенной в банк и соответствующий размеру годового дохода помещика.
У крестьян таких денег не было. Не было их и у правительства, тем не менее государство брало на себя обязательство гарантировать дворянам выкупную сделку. Крестьяне платили помещику единовременно 20-25 % стоимости земли, а казна обеспечивала остальное облигациями или процентными бумагами. В течение десятилетий, до первой российской революции 1905 – 1907 гг. крестьяне возвращали государству это «остальное» с процентами, переплатив за свою «волю» вдвое.
До выкупа земли крестьяне продолжали временно исполнять повинности. Крестьяне стали называться временнообязанными. В «Положении» были четко указаны нормы наделов, которые могли получить крестьяне, - различные по величине, в зависимости от природно-климатических условий (больше в нечерноземной и степной полосе, меньше в черноземной).
Если эти нормы превышали количество земли, которой крестьянин пользовался до отмены крепостного права, помещик должен был «прирезать» им недостающее; если меньше – мог «отрезать» в свою пользу. Нормы, как правило, были меньше бывших крестьянских наделов. Прирезки получили около 15 % крестьян. Отрезки же были произведены примерно у 65 % бывших крепостных.
Последствия реформы 1861 г.
Крестьянская реформа 1861 г. сыграла чрезвычайно важную роль в дальнейшей истории страны. Она ликвидировала крепостное право, избавив людей от принудительного труда, от насильственного прикрепления к той или иной территории, предоставив им возможность свободно передвигаться и самим выбирать себе занятие. Следовательно, реформа открывала путь принципиально новым экономическим, буржуазным по своей сути отношениям, основанным на свободе предпринимательства и вольнонаемном труде. Заслугой реформаторов можно считать то, что при всем недовольстве и крестьян, и помещиков преобразования удалось провести относительно спокойно.
Крестьянская реформа проводилась с учетом природно-климатических условий различных районов России. Но, в то же время, наделы крестьян уменьшались и продолжали таять в пересчете на душу населения, которое постоянно и быстро росло. Настоящей свободы крестьяне так и не получили. Они уже не зависели от помещика, но не могли свободно распоряжаться собой, своим трудом и имуществом. Круговая порука приковывала крестьян к общине, а желающие выйти из общины и переселиться в город, или в другую губернию должны были получать множество разрешений и к тому же оставлять общине без всякой компенсации свой земельный надел. Поэтому многие предпочитали отходничество: оставляли семьи в деревнях и уходили на сезонные заработки.
Земля считалась принадлежащей не отдельным хозяевам, а все той же общине, и ее нельзя было продать, завещать или заложить. Крестьяне продолжали с неприязнью и даже с ненавистью смотреть на помещичьи усадьбы. Социальный антагонизм между бывшими крепостными и их бывшими владельцами никуда не исчез. Главным пережитком крепостного права, который реформа никак не поколебала, оставалось искусственное сохранение и постоянная поддержка правительством помещичьего хозяйства и почти исключительно за счет крестьян.
В интересах помещиков крестьяне были освобождены с наделом, недостаточным для ведения нормального хозяйства, за который к тому же нужно было платить большой выкуп. А это обрекало значительную часть крестьян на полуголодное существование. Как результат – сельское хозяйство не могло последовательно развиваться по новому пути, что неизбежно сказывалось и в других сферах жизни.
Освобождение крестьян вызвало настоящую цепную реакцию глубоких преобразований во многих сферах жизни.
В. Земская реформа.
Предпосылки и цели реформы.
Местное самоуправление пыталась создать в России Екатерина II, но прижилось оно плохо. Городские думы, которые она ввела, никаких реальных прав не имели и потому вызывали у горожан очень мало энтузиазма. Дворянское сословное самоуправление было более успешным, но касалось оно лишь незначительного меньшинства населения. Крестьяне, в каком-то смысле тоже самоуправлялись в своих общинах, но при крепостном праве это вряд ли делало их жизнь намного легче.
Цель земской реформы – создание системы местного самоуправления. Фактически речь шла о том, чтобы дать людям возможность самим определять потребности местного хозяйства, образования, здравоохранения, объемы собираемых на эти нужды налогов, формы и способы контроля за расходованием средств.
Суть земской реформы.
1 января 1864 г. Александром II было утверждено «Положение о губернских и уездных местных учреждениях». Разработкой закона занимался один из авторов крестьянской реформы Н.А. Милютин, а после его отставки – министр внутренних дел П.А. Валуев.
«Положение» ограничивало деятельность органов самоуправления хозяйственными делами. Они должны были заниматься строительством школ, больниц, домов призрения, оказывать помощь населению в неурожайные годы.
В соответствии с этим документом органы местного самоуправления – земские собрания – создавались в России на двух уровнях – в уездах и губерниях.
Заведование земским хозяйством вверялось губернским и уездным земским собраниям – распорядительным органам местного управления. Они избирали свои исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Для выполнения своих задач земство облагало население особым сбором.
Местные органы власти были выборными, избирательное право – всеобщим, но основывалось на имущественном цензе. Для выбора депутатов – земских уездных гласных – предусматривалось 3 съезда, представлявших 3 избирательные курии. К первой курии относились землевладельцы, имевшие не менее 200 – 800 десятин земли (в зависимости от губернии), и владельцы недвижимости не меньше чем на 15 тыс. руб. Вторая курия включала владельцев недвижимости в городах, а также предприятий и купеческих свидетельств (не ниже 6 тыс. руб. годового дохода). Крестьянская курия не имела имущественного ценза, но от нее выборы были не прямыми, а многостепенными.
Функции земств.
В ведении земств находились местные хозяйственные дела во всей их совокупности: земства должны были содействовать развитию сельского хозяйства и промыслов, пропагандировать агротехнические новшества, устраивать выставки и т.д. Важную функцию составляла поддержка беднейших слоев населения, особенно в голодные, неурожайные годы. С этой целью земства должны были создавать запасы продовольствия и организовывать их распределение в случае необходимости.
Очень важной для всей России хозяйственной функцией было содержание в порядке местных путей сообщения: дорог, мостов и т.п. На земства также возлагалась обязанность всячески содействовать развитию на местах просвещения и здравоохранения. При этом земские школы предназначались для крестьянских детей, земские больницы и фельдшерские пункты – прежде всего для крестьянства.
Но, земства всеми этими делами могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.
Ограниченность земской реформы.
Земская реформа страдала весьма существенными недостатками. Учреждения самоуправления создавались только на уездном и губернском уровнях. Ни ниже, ни выше им подобных органов не существовало. Земствам не только запрещалось в какой бы то ни было форме касаться общегосударственных дел – губернские земские собрания не могли налаживать отношения друг с другом, согласовывать свои действия, принимать совместные решения. Верховная власть, создавая земства, изначально видела в нем не столько сотрудника, сколько потенциального противника. Высокий имущественный ценз при выборе гласных обусловил преобладание дворян в земствах, и, следовательно, приоритет их интересов при решении тех или иных вопросов. С самого начала своей деятельности земства находились под строжайшим контролем как местной, губернской администрации, так и верховной власти. Так, губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому земскому лицу, избранному в состав земской управы. Еще большие права были даны им в отношении земской интеллигенции – учителей, врачей, статистиков и других лиц, служащих в земских учреждениях по вольному найму. Эти люди не ограничивались чисто профессиональной деятельностью, они охотно вмешивались в разнообразные местные конфликты, причем всегда на стороне крестьян. У губернских чиновников земские интеллигенты были, как правило, на дурном счету. В 1867 г. была введена губернаторская цензура над всеми публикациями земства – протоколами заседаний, отчетами, статистическими исследованиями. Испытывая постоянное давление со стороны и высшей, и местной бюрократии, земства так и не смогли стать полноценными органами самоуправления, последовательно защищающими интересы местного населения и пользующимися у него авторитетом.
Г. Городская реформа.
Предпосылки реформы.
Города в России испытывали массу трудностей, связанных с организацией их хозяйственной жизни, поддержанием порядка, благоустройством, снабжением. Органы городского управления работали, как правило, неудовлетворительно.
Вся реальная власть в городах принадлежала генерал-губернаторам, губернаторам, городничим, которые, работая на центр, очень мало думали о местных интересах. В результате строительство системы городского самоуправления приходилось начинать практически с нуля.