Культура восточных славян была единой, но и имела свои особенности – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси, третьи – для северо-западных земель.
Велико было влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства.
Тесные культурные связи русские земли поддерживали с западными и южными славянами – Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией. Поэтому с самого начала культура Древней Руси была глубоко интернациональна.
Два культурных потока (языческие народные традиции и христианская культура) в сильной степени влияли друг на друга, обогащали и дополняли друг друга.
Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Уже в начале X в. на Руси использовались буквы.
Буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее в качестве материала для письма использовали бересту (берестяные грамоты).
Славянская грамота – славянский алфавит. Создан братьями Кириллом и Мефодием.
Христианизация дала Руси мощный толчок развитию письменности, грамотности. Вместе с деятелями Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях.
Первые русские грамотеи появились в школах, открытых при церквах, позднее – при монастырях.
Свидетельство развития грамотности – сохранившиеся на стенах надписи – граффити.
Поначалу задумывались как погодные записи изложения важных событий на Руси.
Позднее превратились в художественные и исторические произведения.
В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления.
В конце X в., в правление Владимира появилась первая обобщающая история Руси.
Вторая летопись появилась, когда Ярослав Мудрый объединил расколотую Русь под своей властью. Выявилась особенность русских летописей: каждый последующий летописный свод включал в себя предшествующие повествования.
Третий летописный свод, на базе предыдущих, видимо, составил знаменитый Илларион.
В первое десятилетие XII в. появилась «Повесть временных лет». Она рассказывает о военных походах, строительстве монастырей и храмов, об открытии школ, о религиозных спорах и реформах Руссой жизни. Вся летопись проникнута идеей единства Руси.
По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создаваться свои летописные своды. Они рассказывали о жизни края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали «Повесть временных лет».
Первое известное литературное произведение Руси – «Слово о законе и Благодати» Иллариона – изложен взгляд автора на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства.
2-я половина XI в. – «Память и похвала Владимира» монаха Иакова; «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси»; «Сказание о Борисе и Глебе».
XII в. – появились первые отечественные мемуары – «Поучение» Владимира Мономаха.
В то же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места».
Конец XII в. – наивысшее достижение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». В центре повествования – рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Вся поэма – призыв к единству Русской земли.
Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. На Руси душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве.
С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле все чаще стали использовать камень и кирпич.
Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой.
С христианством на Русь пришло строительство крупных храмов – Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Памятники периода политического распада Руси: Успенский собор и Золотые ворота во Владимире (построены по приказу Андрея Боголюбского); чудо русской архитектуры – однокупольный храм Покрова на Нерли (при Андрее Боголюбском); по приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире.
Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились также в Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове.
Характерная черта русской архитектуры XII-XIII вв. – украшающая сооружения резьба по камню.
Христианское искусство воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви.
Иконы работы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях просты людей.
Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения.
Широкое распространение получили иконопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире (фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе).
В XIII в. прославилась Ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых.
Фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.
Былины. Их основной герой – богатырь, доблестный защитник народа. Народная память сохранила образы богатырей – выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алешу Поповича.