Используемые Кожиным Ю.А. педагогические технологии.
Проектная технология. Игры и
упражнения для проверки и систематизации знаний («чудо-фраза», «умный листок»,
«прерванный рассказ» и т.д.). Юридический брейн-ринг. Дебаты.
Цели использования этих
технологий: формирование критического мышления, без которого невозможно
реалистичное, осмысленное восприятие действительности, усвоение ценностей
демократии; формирование навыков и умений, выработка ценностей, создание
атмосферы сотрудничества; поддержание интереса к самостоятельному изучению
дополнительной информации. Результаты очевидны: достаточно посмотреть, как
много учащихся принимает участие в олимпиадах различного уровня, работает над
проектами. В различных конкурсах мои учащиеся не выглядят статистами, они
регулярно занимают самые высокие места. Из года в год растет процент качества
обучения.
1. На приеме
у юриста.
У доски несколько учащихся, хорошо
разбирающихся в праве. Они дают ответы на вопросы учащихся. Примерные вопросы к
«юристам»:
1. 15-летний
О. поздно вечером шел по улице. Увидев идущего впереди мужчину, он окликнул его
и потребовал отдать кошелек. Мужчина бросился бежать. Для того, чтобы
остановить мужчину, О. бросил в него камень. Камень попал в голову, тяжело
ранив преследуемого. Назовите форму вины О.
Ответ: правонарушение совершено по
неосторожности. О. предвидел возможность наступления опасных последствий, но
рассчитывал на предотвращение этих последствий, он хотел остановить мужчину, а
не нанести ему телесные повреждения.
2. Иванов, проехав на своей машине на красный свет,
совершил наезд на пешехода, который получил легкие телесные повреждения. Какой
вид правонарушения совершил Иванов?
Ответ: Иванов
совершил преступление, т.к. в результате его противоправных действий пешеход
получил легкие телесные повреждения.
2.
«Прерванный рассказ».
Учитель рассказывает историю на правовую тематику,
неожиданно прерывая ее на самом интересном месте. Задача учащихся - продолжить рассказ. Примеры заданий:
1. Помощник Президента РФ составил рабочий план для
главы государства на предстоящую неделю. В плане значились следующие
мероприятия:
-
назначить Председателя Правительства РФ;
-
сформировать Совет Безопасности;
-
назначить выборы Совета Федерации;
-
подписать и обнародовать Федеральный закон «О молодежи»;
-
подписать постановление «О подготовке к новому отопительному сезону».
Президент
РФ внимательно прочитал предложенный ему план работы и…
Ответ: отверг
некоторые его пункты. Президент назначает Председателя Правительства РФ с
согласия Государственной Думы. Он назначает выборы не Совета Федерации, а
Государственной Думы. Кроме того, Президент РФ издает только такие нормативные
акты, как указы и распоряжения, а не постановления. Президент РФ отказался
от услуг этого помощника
2. Группа депутатов Государственной Думы предложила
поставить на голосование следующую повестку очередного заседания этой палаты
парламента:
- назначение на должность Председателя Центрального
Банка;
- назначение на
должность судей Конституционного Суда;
- назначение выборов Президента РФ;
- объявление амнистии;
- утверждение изменения границ между двумя
республиками в составе РФ.
Рассмотрев предложенную повестку дня, Председатель
Государственной Думы и большая группа депутатов…
Ответ:
отказались поставить на голосование такую повестку дня, так как многие из
предложенных вопросов не относятся к компетенции Государственной Думы.
Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, назначение выборов
Президента РФ и утверждение изменения границ между субъектами РФ относятся к
компетенции Совета Федерации.
3. Дебаты.
Правила ведения дебатов.
1. В дебатах участвуют 2 команды, отстаивающие
противоположные позиции по обсуждаемому вопросу, как правило, из одной
параллели классов
2. От одной команды выделяются три спикера утверждающей
стороны: один утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны,
второй усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства,
третий представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы,
усиливает доказательства утверждающей линии. Продолжительность выступления
каждого «спикера» - не более 10 минут.
3. Три спикера отрицающей стороны: один выдвигает
все возможные отрицающие аргументы, второй опровергает аргументы противников,
усиливает отрицающую линию в споре, третий готовит финальный ответ соперникам,
опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей стороны.
Продолжительность выступления каждого «спикера» - не более 10 минут.
4. Тайм-кипер следит за временем дебатов.
5. Участники команд имеют право задавать перекрёстные
вопросы, дополнять выступления спикеров, опровергать их доводы.
Продолжительность выступления – не более 2 минут.
6. Жюри оценивает речи спикеров, перекрёстные
вопросы, определяет команду – победителя дебатов. В состав жюри входят
преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин (2-3 преподавателя).
Памятка
участнику дебатов.
1. Прежде, чем выступать, чётко определи свою
позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
3. Внимательно выслушивай оппонента.
4. Помни, что лучшим способом доказательства или
опровержения являются бесспорные факты.
5. Не забывай, что лучшим способом убедить
противника является чёткая аргументация и безупречная логика.
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов
своих оппонентов.
7. Говори ясно, точно, просто, отчётливо и своими
словами, а не по «бумажке».
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты
оказался не прав.
9. Никогда не навешивая «ярлыков» и не допускай
уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
10. Заканчивая своё выступление, подведи итоги и
сформулируй выводы.
11. Критикуй не оппонентов, а их идеи.
12. Выступления должны проходить организованно, с
разрешения ведущего.
Штрафные
санкции за нарушение правил ведения дебатов.
1. За выкрики с места, выступление без разрешения
ведущего – лишение слова на 5 минут.
2. За допущение уничижительных высказываний,
вступление в перепалку, за высмеивание оппонента – лишение слова на 10 минут.
3. За попытку сорвать дебаты, а также за повторное
нарушение дисциплины участник игры может быть лишён слова до окончания дебатов
или удалён с них.
Вот несколько правовых проблем, по которым можно
провести дебаты: «Могут ли права ребенка быть равны правам взрослых?»,
«Собственность – благо или бремя?».
Тема дебатов: «Собственность
– благо или бремя?».
Тезисы утверждающей стороны («собственность –
благо»):
1. Мы извлекаем из собственности выгоду, можем ей
распоряжаться и пользоваться.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать
в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие
закону.
3. Имея в собственности, например, велосипед, мы
можем регулярно ездить на нем, он практически не требует затрат. Можно сдать
его во временное пользование другому лицу и получать за это деньги.
Тезисы отрицающей стороны (собственность – бремя):
1. Собственник обязан содержать принадлежащие ему
вещи, нести финансовые расходы по
поддержанию этих вещей в надлежащем состоянии.
2. Собственник обязан платить налог, в том числе
налог на имущество.
3. Неисполнение собственником обязательств,
возложенных на него законом, может привести к потере права собственности.
4. На собственнике лежит риск случайной гибели вещи.
4. Правовой брейн-ринг.
Регламент игры.
1. Игра состоит из
нескольких туров (устных и письменных), число которых определяется до начала
игры ведущим по согласованию с судьями.
В каждом туре принимают участие все команды-участницы игры. Победителем игры
становится команда, набравшая наибольшее количество очков по итогам всех туров.
2. В состав команды входят
не менее 4-х и не более 6-ти игроков, из которых команда самостоятельно
избирает капитана. Капитан команды является её представителем в
переговорах с ведущим, судьями,
экспертами. В случае временного отсутствия капитана команда может возложить его
обязанности на любого игрока.
3. За каждый правильный
ответ команда получает от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности вопроса.
Количество баллов за каждый правильный ответ проставляется напротив каждого
задания.
4. Подсчёт очков осуществляется
судьями. Судьями могут быть учителя права, истории, обществознания, либо
приглашенные юристы.
5. При неправильном устном
ответе одной из команд право ответа переходит к другой команде.
6. В игре не допускаются
какие-либо подсказки, пользование справочным материалом (если ответ на вопрос
не требует использования данного материала). Лицо, давшее подсказку, удаляется
из зала, а ответ команды, принявшей подсказку, или использовавшей справочные
материалы, не засчитывается.
7. За соблюдением правил
игры следят ведущий и двое судей.
8. Пояснения по содержанию
вопросов и ответов дают эксперты. Экспертами могут быть учителя права или
приглашённые юристы.
Примеры
заданий для юридического брейн-ринга по теме «Гражданское право»:
Разминка.
1. Как называется закон,
составляющий основу гражданского законодательства? Ответ: Гражданский кодекс РФ.
2. Начиная с какого
возраста, человек имеет право вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими? Ответ: с 14-летнего возраста.
3. Назовите виды общей
собственности. Ответ: долевая и совместная. Устный тур.
1. Дайте определение
понятия «гражданское правоотношение».
Ответ: имущественное или личное
неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права и
основанное на равенстве сторон и их имущественной самостоятельности.
2. В частной
собственности не могут находиться:
А. Курорты.
Б.
Заповедники.
В. Заводы.
Г. Ценные
бумаги. Ответ:
АБ
3. Дополните список.
В исковом заявлении должны быть указаны следующие
сведения:
А. Наименование суда, в который истец подаёт
заявление.
Б. Данные об истце (фамилия, имя, отчество, адрес,
телефон).
В.
Г.
Д.
Ответ: В. Такие же данные об ответчике.
Г. О чем именно просит истец (предмет иска)
Д. Все обстоятельства, которые дают
возможность истцу выдвигать свои требования (основание иска).
Письменный тур.
1. Дополните список.
Виды сделок:
А. Односторонние, двусторонние и многосторонние.
Б.
В.
Г.
Ответ: Б. Срочные и бессрочные.
В. Реальные и консенсуальные.
Г. Условные (с отлагательными и отменительными
условиями).
2. Решите задачу:
Иваненко купил у Петренко дом в сельской местности.
Договор был удостоверен нотариусом, но не прошёл государственную регистрацию. В
результате наводнения дом был уничтожен. Кто в данной ситуации несёт
риск случайной гибели дома, если в договоре об этом ничего не сказано? Свой
ответ аргументируйте.
Ответ: договоры по поводу недвижимости
подлежат обязательной регистрации. В противном случае они считаются
недействительными. Риск случайной гибели дома несет Иваненко.
3. Заполните пропуски в схеме:
Ответ:
предварительный договор; договор в пользу третьего лица.
Информационные технологии.
Кожин Ю.А. свободно владеет программой microsoft power point. Он
разработал слайды-схемы по курсу «Право» для 9 – 11 классов. Слайды выводятся
на экран через проектор. Если учитель объясняет новую тему, можно выводить
сразу всю схему на экран. Когда идет опрос по пройденной теме, рекомендуется
выводить сначала заголовок слайда, например, «условия заключения брака», далее учащиеся называют эти условия, а
учитель после ответа выводит весь слайд, чтобы можно было проверить
правильность ответа. В результате учащиеся намного лучше стали понимать
материал, повысилось качество обученности. Вот несколько схем-слайдов по курсу
«Основы правовых знаний» для 9-х классов.