«Пути гуманизации в правовом образовании на примере преподавания курса «Право» в гимназии № 1562 имени А. Боровика ЮВОУО города Москвы»

  

Автор: Кожин Юрий Альфредович, учитель истории и права, лауреат конкурса "Грант Москвы" в области наук и технологий в сфере образования за 2002 и 2006 годы.

 

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Важнейшую роль в удовлетворении вышеуказанного социального заказа должен играть учебный курс «Право». Гимназия № 1562 им. А. Боровика  участвовала в сформированной Департаментом образования г. Москвы экспериментальной площадке по введению права в систему школьных дисциплин.

В настоящее время в гимназии сложилась следующая система правового образования:

Вышеуказанные методы преподавания предмета ориентированы на развитие личности, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности.

         Особое внимание уделяется средствам организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе проведению игры «юридический брейн-ринг», олимпиад, научно-практических конференций, где учащиеся защищают свои проектные работы.

         Начиная с 2005/2006 учебного года, в нашей гимназии работает кружок «Юридический брейн-ринг», который посещают все желающие учащиеся 8-х – 10-х классов (таких желающих набралось 20 человек). Участники кружка не только овладевают навыками участия в игре «Юридический брейн-ринг», но и углубляют свои правовые знания (учитель права Кожин Ю.А. читает им свой элективный курс «Права и ответственность ребёнка по российскому законодательству»). Ещё одним направлением деятельности кружка является пропаганда правового поведения среди учащихся 5-х – 9-х классов гимназии: участники кружка готовят и проводят классные часы на правовую тематику (1 раз в месяц). Были проведены классные часы по следующим темам: 1. Права и обязанности гимназиста. 2. Права ребёнка по семейному законодательству. 3. Права и ответственность ребёнка по законодательству об образовании. 4. Права и ответственность ребёнка по трудовому законодательству. 5. Права и ответственность ребёнка по уголовному законодательству. 6. Права и ответственность ребёнка по уголовно-процессуальному законодательству. 7. Защищаем свои права потребителя и т.п.

Одним из показателей успешности работы кружка является тот факт, что его участники ежегодно занимают призовые места в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады по праву.

Мной была разработана методика проведения игры «юридический брейн-ринг»[1]. Цели данной игры – помощь в формировании у школьников уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности; рассмотрение проблем содержания прав ребёнка и механизмов их реализации, поведения в семье, на улице, в конфликтных ситуациях, типичных для соответствующего возраста.

         Большое внимание уделяется в гимназии подготовке наиболее одарённых детей к участию в олимпиадах по праву. И это не случайно. Ведь победители и призеры Всероссийского этапа олимпиады по праву имеют право на зачисление на бюджетные места в крупнейшие правовые вузы страны. Ежегодно в конце октября проводится школьный тур олимпиады по праву среди учащихся 8-х – 11-х классов. Призёры этого тура традиционно успешно выступают на муниципальных и региональных этапах олимпиады по праву, занимая там призовые места. Мной составлены задания для школьного тура олимпиады[2].

         А теперь о проектной деятельности по праву. Учащиеся нашей гимназии успешно выступают на окружных и городских научно-практических конференциях. Причём тему проектной работы дети выбирают сами. Среди проектов, с которыми выступали мои учащиеся, хотелось бы особо отметить следующие: 1) «Интеллектуальное пиратство»; 2) «Преступления новой эры. Виртуальная реальность»; 3) «Беженец и вынужденный переселенец: дорога в неизвестность»; 4) «Полномочия Президента России глазами ребёнка»; 5) «Реклама в РФ: законы и реальность»; 6) «Римское право: история и реализация его основных положений в современных правовых институтах».

 С этими исследованиями учащиеся успешно выступали на таких научно-практических конференциях, как: «В науку первые шаги» (окружной конкурс); «Человек и общество», проводимой на базе гимназии № 1504 Восточного округа (городской конкурс); научный форум учителей и молодых ученых «Наука и школа» на базе ГБОУ Гимназия № 1595; городском этапе Всероссийского конкурса работ учащихся «Права человека глазами ребёнка»; на окружной научно-практической конференции «Мы изучаем право» на базе гимназии № 1562 имени Артёма Боровика. Проектная технология позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и помогает его адаптации к жизни в стремительно меняющемся обществе.

Познакомить подростков с их основными правами и обязанностями, научить их грамотно отстаивать свои права призван мой элективный курс «Права и ответственность ребёнка по российскому законодательству»[3]. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, которые поставят учащихся в разнообразные правовые ситуации и предложат их разрешить.

Итак, подведём итоги. В гимназии № 1562 имени А. Боровика создана система правового образования, сочетающая в себе как учебную, так и внеурочную деятельность. Правовое образование в гимназии ориентировано на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.   

 

 



[1] Кожин Ю.А. Методика проведения правового брейн-ринга в средней школе // Право в школе. – 2006. - № 2. – С. 51-55.

[2] Кожин Ю.А. Олимпиадные задания по праву для 8-х классов. Школьный тур // Право в школе. – 2005. - № 3. – С. 50-56; Кожин Ю.А. Олимпиадные задания по праву для 10-х классов. Школьный тур // Право в школе. – 2005. - № 4. – С. 44-52.

[3]  Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка: элективный курс: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 224 с.